Главная > архив > 2007 > №5-2007 > Цветкова М. Педагогическое партнерство: еще один шаг >  


Поиск


Оставьте это поле пустым:
расширенный поиск







 ПРОЕКТ  №5-2007

Педагогическое партнерство: еще один шаг

В российских регионах проекта ИСО прошли семинары по работе с новыми элективными курсами Microsoft серии «Партнерство в образовании»

Мы уже писали о международной инициативе корпорации Microsoft «Партнерство в образовании» (см. «Вестник учебной и детской литературы», №2 и №4 за 2007 г.). Одно из главных достоинств проекта — интеграция с российскими проектами информатизации школы. В 2006 году в «Партнерство» включились региональные институты повышения квалификации и центры информационных технологий в 46 субъектах России при координации Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. А в 2007 году — система региональных и межшкольных методических центров (РКЦ — ММЦ), созданных в рамках крупнейшего российского проекта «Информатизация системы образования» (ИСО), который реализуется Национальным фондом подготовки кадров (НФПК).
В программу подготовки педагогов в рамках проекта ИСО включены 18-часовые вариативные модули по освоению курсов Microsoft (адаптированных для российской школы в издательстве «БИНОМ»). Педагоги из 6 тысяч школ регионов проекта ИСО теперь смогут получить консультации и встроить в педагогическую практику элективные курсы Microsoft серии «Партнерство в образовании». Основной механизм реализации элективных курсов — разворачивание работы школьных компьютерных и проектных бригад в информационной среде школы.

Что такое
элективный учебный проект
в информационной среде школы

В течение 2007 года во всех регионах проекта ИСО прошли выездные семинары методистов издательства «БИНОМ» с участием региональных учебных центров Microsoft «Академия учителей» для тьюторов РКЦ и ММЦ. Задача семинаров — помочь ММЦ встроить в практику школ новые элективные курсы Microsoft, направленные на развитие информационной активности школьников в партнерстве с педагогами. 
Серия элективных курсов Microsoft предполагает активное использование ИКТ в профильном обучении. После апробации курсов Microsoft в школах Москвы в 2005/06 году методисты издательства «БИНОМ» предложили реализовать эти курсы в форме элективных учебных проектов. Элективный учебный проект может быть осуществлен с помощью создания школьных бригад двух видов: бригад технической поддержки (в рамках преподавания информатики) и межпредметных проектных бригад (в рамках обучения предметам с участием всех учителей-предметников). Элективный учебный проект предусматривает обучение в форме проектной деятельности старшеклассников в партнерстве с педагогическим коллективом, поддержку реальных школьных дел с использованием ресурсов информационной среды школы.
Хорошо известно, что информатизация российских школ столкнулась с серьезной проблемой технической поддержки компьютерной техники и локальных сетей. Особая роль в решении этой задачи, по замыслу методистов издательства «БИНОМ», должна принадлежать школьной компьютерной бригаде. Именно школьная компьютерная бригада в рамках профильного изучения по элективным курсам Microsoft «Персональный компьютер: настройка и техническая поддержка» и «Основы компьютерных сетей» призвана поддерживать работоспособность ресурсов информационной среды школы своими силами, проводя профилактику неисправностей и своевременно выявляя неполадки, патронируя все цифровые зоны школы. Все это помогает администрации школы оперативно реагировать на критические ситуации с ИКТ-сбоями в работе, привлекая профессионалов из «внешних» служб технической помощи.
Бригады другого вида — школьные проектные бригады — наполняют все цифровые зоны школы проектным содержанием под руководством учителей-предметников. Элективные курсы Microsoft «Учебные проекты с использованием Microsoft Office» и «Основы программирования на примере Visual Basic.NET», на основе которых организуется эта деятельность, реально позволяют старшеклассникам «прикоснуться» к будущей профессии, ведь практически все современные профессии используют ИКТ. Ребята получают возможность «изнутри» увидеть содержание работы программиста, специалиста технической поддержки, системного администратора, веб-дизайнера, редактора газеты, сайта. Проектное участие школьников в «прототипах профессии» несет в себе важную воспитательную ценность, помогает процессу социализации ребенка в высокотехнологичном информационном мире.
Важно отметить, что в такие проектные бригады школьников могут включаться и родители, особенно там, где выбранные школой профили предполагают работу с общественностью — например, в рамках работы школьного музея, при подготовке репортажей и передач для школьной телестудии и радиоузла, в практике формирования и наполнения школьных баз данных, архивов, коллекций творческих работ и их цифрового представления на школьном сайте, видеотеки школы и пр. Так, элективные учебные проекты на основе курсов Microsoft помогают каждой школе в итоге формировать свою собственную интересную школьную жизнь.
Как отметила директор РКЦ Республики Карелии Людмила Запольская, речь идет об образовательных технологиях нового уровня, акцент в которых делается не на пользовательский аспект встраивания ИКТ в учебный процесс, а на педагогический. Выраженный деятельностный подход новых элективных курсов пока еще непривычен для российской школы и конечно же потребовал особых методических и организационных решений. Именно поэтому возникла необходимость специального обучения педагогов этой новой педагогической технологии. Разработанные в рамках проекта Microsoft «Академия учителей» 18-часовые модули повышения квалификации призваны познакомить учителей с методикой внедрения учебных элективных проектов.
С 2006 года эти модули используются в программах обучения педагогов по информационным технологиям в региональных институтах повышения квалификации, а с 2007-го — в региональных координационных центрах проекта ИСО. Таким образом, коллекция курсов повышения квалификации педагогов в области ИКТ пополнилась новой вариативной составляющей.

Копилка вариативных модулей по ИКТ пополнилась

В течение 2007 года в рамках соглашения между Microsoft и НФПК1 в пятнадцати региональных координационных центрах проекта ИСО (Республиках Карелии, Чувашии, Татарстане, Красноярском, Хабаровском, Ставропольском, Пермском краях, Московской, Ярославской, Самарской, Астраханской, Калужской, Челябинской, Новосибирской областях, Ханты-Мансийском автономном округе) прошли консультационные семинары для методистов системы РКЦ—ММЦ.
Двухдневные семинары, подготовленные издательством «БИНОМ» с привлечением тьюторов учебных центров Microsoft «Академия учителей», включали в себя лекции и практические занятия. Участники семинаров познакомились с содержанием элективных курсов Microsoft серии «Партнерство в образовании», изучили опыт реализации элективных учебных проектов, а также обсудили возможности вариативных модулей как инструмента ответа на запрос в обучении конкретных школ. Интересно, что разработчиками модулей предусмотрена возможность их расширения в зависимости от потребностей конкретного образовательного учреждения, профилизации школы и социального заказа учащихся и родителей, а также уровня оснащения информационной среды школы. Региональные тьюторы центров Microsoft «Академия учителей», проводившие мастер-классы на семинарах, представляли, по сути, такие региональные модификации 18-часовых модулей.
Так, в вариативном модуле «Координатор сетевого сообщества», представленном на семинаре в РКЦ Республики Чувашии, акцент сделан на проектной деятельности по организации информационного пространства школы, а в РКЦ Новосибирской области — на технической поддержке компьютеров и сетей.
Технология встраивания модулей в типовую программу ИКТ-подготовки педагогов вызвала на семинарах немало дискуссий. В частности, в ходе обсуждений было предложено использовать опыт Microsoft выявления минимальной ИКТ-компетентности, заложенной в идеологии ISTE тестирования (
, ). Такой модуль повышения квалификации был разработан методистами «БИНОМ» совместно с АПК и ППРО и встроен в программы повышения квалификации в региональных учебных центрах Microsoft «Академия учителей». Он включает набор диагностических заданий, которые педагоги могут выполнить самостоятельно и определить свои дефициты в ИКТ-компетентности, устранить их самостоятельно или в сотрудничестве со школьными компьютерными бригадами, которые в некоторых школах уже проводят занятия для взрослых — учителей и родителей. Такое педагогическое партнерство учителей и учащихся помогает учителю выстраивать личную траекторию повышения квалификации с учетом расширения ИКТ-компетенций в педагогической практике (включая и освоение новых модулей курсов Microsoft). Одним словом, как отметили методисты РКЦ Ставропольского края, необходимо спланировать и провести соответствующие изменения в программах курсовой подготовки с учетом включения в них разнообразных 18-часовых вариативных модулей по запросам учителей. И проведенные семинары помогли увидеть механизмы таких изменений.
Большой интерес методистов РКЦ и ММЦ вызвал опыт организации работы школьных бригад разного возраста. Как мотивировать учащихся к участию в проекте при сохранении принципа добровольности? Как заинтересовать администрацию школы во внедрении элективных учебных проектов на примере курсов Microsoft? Участники семинара поочередно в группах отрабатывали методику организации школьных бригад. Оказалось, что в отсутствие квалифицированных технических кадров в школе многие учителя присоединяются к обучению в рамках элективного учебного проекта по курсу «Персональный компьютер: настройка и техническая поддержка». Так, преподавателями ММЦ Искитимского района Новосибирской области была обучена группа технических специалистов школ района по данному курсу, что помогло решить многие проблемы по системному администрированию школьных сетей. С другой стороны, обучение по данному курсу имеет свою специфику — требует ответственного отношения школьной бригады к диагностике техники, сети. Этот вопрос пока открытый, и здесь как никогда нужен опыт коллег.
В процессе обмена опытом рассматривались вопросы формирования учебных программ и особенности преподавания курсов серии «Партнерство в образовании» для детской аудитории. Слушатели изучили подходы построения карты проекта и требований к организации обучения, предложенных в методических материалах издательства «БИНОМ». Каждый слушатель попытался самостоятельно построить тематический план занятий для школьной бригады, создать конкретный проект. Все слушатели получили сертификаты Microsoft «Академия учителей».
Очень важно, что элективные курсы и обучение педагогов имеют сетевое информационное сопровождение. На семинарах были представлены эти ресурсы — сайты Microsoft «Партнерство в образовании» (
), АПК и ППРО (), методической службы издательства «БИНОМ» (). Все слушатели провели персональную регистрацию, изучили структуру сайтов, провели поиск уже созданных уроков и практических занятий, познакомились с вопросами, которые задаются на форумах сайтов. Но главным ресурсом по обмену опытом педагогов является портал Microsoft «Сеть творческих учителей» (). Одна из наиболее значимых его частей — библиотека учебных проектов. С января 2008 года методической службой издательства «БИНОМ» на портале открыто сообщество учителей по работе с элективными курсами Microsoft (). Опыт работы «Сети творческих учителей» в России представлен в новой книге издательства «БИНОМ» А. Драхлера «Сеть творческих учителей» (). Элективные курсы можно скачать в электронном виде в свободном доступе на сайте сетевой методической службы издательства «БИНОМ».
Участники семинаров высказали пожелания учителей о развитии элективных курсов по использованию ИКТ в работе с графической и видеоинформацией, организации школьной видеостудии, создании видеофильмов для урока. В связи с этим слушателям был представлен обзор учебно-методических комплектов и элективных курсов издательства «БИНОМ». В целях поддержки профильного обучения школьников издательство «БИНОМ» провело важную акцию: безвозмездно передало комплекты учебно-методической литературы («Библиотека ИКТ „БИНОМ“ для Школьного клуба программистов», «Библиотека школьного издательства», «Библиотека ИКТ „БИНОМ“ „Майкрософт — пользователю“») в адрес Региональных учебных центров Microsoft «Академия учителей» (их 46) и Региональных координационных центров проекта ИСО НФПК (их 15).
На основе опыта российских педагогов, внедряющих курсы Microsoft, издательство открыло в 2008 году новую серию методических пособий «ИКТ в работе учителя». Для отбора материалов издательство «БИНОМ» с 1 января 2008 года объявило сетевой конкурс для школ «Информационная среда современной школы» (в разделе «Школы» на сайте
), а в апреле планирует дополнить его конкурсом для учебных центров Microsoft «Академия учителей» и РКЦ по теме: «Коллекция вариативных модулей по ИКТ для обучения учителей». В рамках новой методической серии уже выпущена брошюра об опыте методистов РКЦ Хабаровского края. Несколько регионов проекта ИСО — региональные координационные центры Новосибирской, Астраханской, Калужской областей, Республики Карелии, Красноярского края, Ханты-Мансийский автономный округ — также выразили готовность подготовить методические сборники, обобщающие региональный опыт информатизации школ. Таким образом, издательство планирует поддержать лучший инновационный опыт в сфере внедрения ИКТ в школу и широко представить его учителям страны.
В соответствии с соглашением Microsoft и НФПК, при участии издательства «БИНОМ» в течение 2007 года в системе РКЦ—ММЦ было подготовлено около 1000 тьюторов, которые получили комплекты курсов Microsoft для дальнейшей консультационной работы с учителями по новой технологии профильного обучения старшеклассников. Этот факт говорит о серьезном методическом вкладе со стороны России в международный опыт формирования информационной активности молодежи.

Марина Цветкова 



© Вестник учебной и детской литературы

Перепечатка материалов возможна только с письменного разрешения редакции

 

Технология: