Главная > архив > 2007 > №1-2007 > Смирнов И. Эволюция против мракобесия >  


Поиск


Оставьте это поле пустым:
расширенный поиск







 ЭКСПЕРТИЗА  №1-2007

 

ЭВОЛЮЦИЯ ПРОТИВ МРАКОБЕСИЯ

Брайсон Билл. Краткая история почти всего на свете. — М.: Гелеос, 2006.

 

Книга Билла Брайсона, вышедшая на английском в 2003 г., — это популярные очерки эволюции неживой и живой природы. Истории, рассказанные астрономами, физиками, химиками, геологами, палеонтологами, с разных сторон подводят читателя к последнему захватывающему сюжету про «непослушную обезьяну», которая стала человеком. То есть про нас с вами. Про человечество, составляющее неотъемлемую часть природы. Уточним: слово «очерки» ассоциируется с небольшой книжкой в мягкой обложке. А перед нами — 550 страниц солидного формата. Не зря в издательской аннотации сказано: «энциклопедия». Если судить по одежке — отличный подарок подростку на день рождения. При этом издательство не поскупилось на  профессиональный перевод (переводчик В.П. Михайлов) и — настоящее чудо по нынешним временам! — привлекло к работе научного редактора, который уточняет формулировки и исправляет погрешности, неизбежные в сочинении, столь фундаментальном и разнообразном по тематике. Брайсон обращался все-таки к своему юному соотечественнику. Нашему школьнику не помешает дополнительная информация о том, что аббревиатура SHRIMP переводится как «креветка», а рекорд проникновения в глубины Земли поставлен не американцами или англичанами, а специалистами той «бывшей» страны, которую школьник уже не застал: «в 1989 году на Кольской сверхглубокой скважине, которая достигла отметки 12 262 м».

В результате объединенных авторско-издательских усилий «Краткая история…» читается как роман Стивена Кинга. При этом она исключительно полезна для российского читателя. Как своевременная прививка в очаге опасной инфекции.

Вы никогда не задумывались о том, почему само слово «эволюция» вызывает такое раздражение у современных идеологических работников? «…Если кто хочет считать, что он произошел от обезьяны — пусть так считает, но не навязывает этих взглядов другим». Принято объяснять это клерикальной реакцией: мол, попы до сих пор выясняют отношения с Дарвином (кстати, в книге Брайсона рассматривается и этот сюжет из истории ХIХ века — объективно и с юмором). На мой взгляд, ситуация сложнее (и печальнее). Антидарвиновские пассажи и призывы к «вариативности» в соответствующих темах школьной программы можно услышать и от светских чиновников http://echo.msk.ru/ news/352028.html, и даже от глянцевых журналистов, которые не верят ни в Бога, ни в черта (хотя и неплохо служат последнему) http://supernew.ej.ru/105/tema/03/pv1.html. Почему? Им-то чем не угодил великий английский ученый? Проблема в том, что эволюционные представления составляют фундамент научного взгляда на мир, и они довольно легко переносятся с природы на общество. Но если человек приучился воспринимать общественное развитие как закономерный процесс, движимый объективными факторами, то им становится намного труднее манипулировать (через церковь, через партию, через телевизор). У него вырабатывается иммунитет к «политтехнологиям».

Атаки на эволюцию, требования «уравновесить» научные теории ненаучной фантастикой — составная часть общей игры на понижение, которую ведет номенклатурно-финансовая олигархия, и религия здесь — не первопричина, а один из «приводных ремней».

Вернемся к «Краткой истории…». Естественно, историк не уполномочен судить о том, насколько корректно в книге раскрыты проблемы химии или биологии. Позволю себе только два маленьких знака вопроса — карандашом на полях. В похвальном стремлении написать «простую книгу о сложных вещах и показать всему миру, что наука — это интересно» автор, может быть, все-таки несколько перебирает ужасов в тротиловом эквиваленте (вулканических и пр.), от чего история жизни на Земле в его изложении временами отдает «катастрофизмом» в духе Ж. Кювье. Между тем многие авторитетные палеонтологи относятся к такому подходу скептически (см. примечание 146). Другая претензия к автору, связанная уже с хомо сапиенс, с историей науки — нагнетание драматизма в описании научных дискуссий, споров о приоритете и прочих мини-катаклизмов, сотрясающих академическую среду. Никто не спорит: ученые тоже люди, ничто человеческое им не чуждо. Но вряд ли их конфликты сопоставимы по ожесточению с междоусобиями политиков или религиозных авторитетов.

Завершающий раздел — об антропогенезе —  получился весьма убедительным как с научной, так и с нравственной точек зрения. Автор призывает разумный вид к разумному и ответственному поведению. «Получить какую ни на есть жизнь в нашей Вселенной уже само по себе является большим успехом… А мы не только пользуемся привилегией существования, но к тому же обладаем исключительной способностью осознавать его и даже во многом улучшать». Отдельное спасибо — за то, что, воссоздавая нашу родословную, автор не абсолютизирует генетические данные (в ущерб всем остальным) и не выносит определенных вердиктов в споре между сторонниками «мультирегионального» и «древнего африканского» происхождения человека современного типа.

Наука открыта для новых фактов и свободной дискуссии. Именно в таком духе и следует воспитывать подрастающее поколение, если мы хотим видеть Россию передовой страной ХХI века. А Биллу Брайсону — спасибо за помощь.

Илья СМИРНОВ

 



© Вестник учебной и детской литературы

Перепечатка материалов возможна только с письменного разрешения редакции

 

Технология: